Процедура медиации в разрешении семейных споров
Медиация – это добровольный и конфиденциальный процесс общения между сторонами в присутствии одобренных ими беспристрастных и нейтральных посредников. Процедура медиации может касаться всех вопросов по семейными отношениям. Она проводится между супругами/партнёрами, детьми (в том числе взрослыми) и родителями, братьями и сёстрами и т.д. Однако чаще всего под этим термином понимается посредничество в вопросах развода.
Медиация в связи с разводом может преследовать две цели:
- восстановить приемлемые супружеские/партнёрские отношения;
- или установить условия раздельного проживания и построить родительские отношения после развода.
В семьях, находящихся в конфликте, посредники играют особую роль по сравнению с другими средствами разрешения конфликтов и споров. Они выступают как защитники третьих лиц – детей – указывая на их потребности и используя теоретические знания, исследовательский и посреднический опыт.
Они также могут быть педагогами-психологами, привлекая внимание к последствиям решений, принятых родителями, с точки зрения детей, и к тому, как они могут пережить развод. Медиаторы также могут указать родителям на различные угрозы, которые они не осознают из-за своей вовлечённости в партнёрский/брачный конфликт.
Медиаторы имеют консультативный голос, но решение всегда остаётся за родителями.
Процедура медиации в семейных спорах
Медиаторы устанавливают контакт с каждой стороной, как в случае медиации по указанию суда, так и в случаях, о которых сообщается в частном порядке. На этом этапе медиатор создаёт атмосферу доверия и безопасности, необходимую для дальнейшего процесса. Важно сформулировать цель и правила медиации таким образом, чтобы стороны сочли процедуру полезной при разрешении любых споров.
После получения согласия на медиацию от обоих родителей проводится индивидуальная встреча, на которую медиаторы сначала приглашают инициатора медиации, а в случае медиации по направлению суда – истца. Затем происходит встреча с другой стороной спора.
В ходе индивидуальных встреч каждая сторона получает подробную информацию о правилах медиации, роли медиаторов, представляет круг обсуждаемых тем и свои предпочтения относительно того, сколько процедура медиации будет длиться. Они могут представить перечень потребностей своих детей и самих себя, которые необходимы для безопасного и относительно стабильного дальнейшего функционирования «семьи после развода». По окончании первых встреч посредники предоставляют родителям анкету родительского плана/родительского соглашения об уходе за детьми, прося их заполнить её в соответствии с каждой из своих потребностей и направить её посредникам до совместной встречи.
В начале совместной встречи стороны согласовывают тематический объём медиации, её сроки и совместно с медиаторами разрабатывают правила проведения встреч. Затем каждый родитель представляет свою оценку ситуации и предложения, определяющие и удовлетворяющие его потребности и интересы своих детей. Затем вместе они ищут решения, которые принесут пользу им и детям.
Медиаторы акцентируют внимание сторон на проблемах удовлетворения потребностей детей. При этом, зная предложения родителей из представленных ранее родительских планов/родительских соглашений и зная, что их объединяет, а что разъединяет, они могут направить разговор на поиск решения, приемлемого для обеих сторон.
Итог процедуры медиации
Конечным итогом процедуры семейной медиации в случае развода родителей является разработанный совместно родителями при поддержке медиаторов образовательный план/родительское соглашение, составленное настолько подробно, чтобы обеспечить им и детям чувство безопасности и стабильности. План должен быть реалистичным, чётко сформулированным, понятным каждой стороне и определять обязательства родителей друг перед другом и перед своими детьми. Меры по удовлетворению финансовых потребностей детей также являются элементом родительского плана/родительского соглашения.
Если при разводе родители вносят совместный вклад, возможен раздел совместно нажитого имущества.
Медиаторы направляют в суд отчёт о медиации вместе с планом воспитания/родительским соглашением. Один и тот же пакет документов они передают сторонам, а четвёртый комплект оставляют себе.
Если предметом медиации являются только договоренности об удовлетворении материальных потребностей детей (алиментах), то итоговым документом является медиативное соглашение, которое направляется в суд вместе с заявлением об утверждении мирового соглашения и протоколом. Стороны получают один экземпляр документов, а медиатор – один экземпляр. Посредники оставляют один комплект документов у себя.
Медиаторы и их роль
Медиаторы предоставляют сторонам подробную информацию о ходе медиации, модерируют встречи, используют эффективные методы общения, проводят медиацию так, чтобы процедура служила разрешению конфликта, прекращению конфликта, а договорённости могли быть реализованы таким образом, чтобы внести порядок в процесс медиации семейной жизни в уже изменившейся ситуации.
Они помогают родителям определить, как лучше всего заботиться о нуждах и интересах своих несовершеннолетних детей. Они стараются представить родителям точку зрения ребёнка в ситуации развода, повышают их осведомлённость о потребностях детей, представляя различные реакции детей на развод родителей.
Если дети фигурируют на заднем плане, то медиаторы являются защитниками их прав. Через задаваемые вопросы они показывают, как развод влияет на психофизическое развитие ребёнка и как можно обеспечить чувство безопасности в семейном кризисе.
Они показывают родителям, как важно сохранить родительские отношения после развода. Медиатор помогает родителям осознать различные последствия развода. Он показывает родителям, в чём заключается конфликт лояльности, с которым сталкиваются дети, и указывает на возможные последствия.
Они тактичны и терпимы к разным способам воспитания ребёнка, не навязывают решения родителям, не оказывают давления на стороны, а побуждают их приложить усилия для достижения соглашения. Они принимаются обеими сторонами.
Медиаторы задают соответствующие вопросы и указывают на преимущества и недостатки рассматриваемых сторонами решений.
Они поддерживают родителей в открытом, хорошем общении, знают и используют различные приёмы общения, что помогает в ведении бесед и принятии решений на уровне договорённостей.
Медиаторы информируют родителей о типичных реакциях детей на развод родителей и о том, как ребёнок выражает эмоции. Они постоянно углубляют свои знания в этой области, совершенствуют свои навыки и обеспечивают этический уровень проводимых медиаций.
Они определяют процессуальные рамки медиации и, когда видят необходимость включения детей в медиацию – по согласованию с родителями – могут принять решение об этом.
Также они обладают знаниями правовых норм и судебной деятельности и несут ответственность за формальную сторону медиационного соглашения в случае подписания мирового соглашения или плана воспитания/родительского соглашения.
Участники медиации, их роли, участие детей
Родители, проинформированные медиаторами о целях и принципах медиации, приглашаются к сотрудничеству. Они определяют свои окончательные решения о раздельном проживании, условиях раздельного проживания или развода, правилах ухода за детьми, способах финансирования – алиментов, а также порядок информирования ребёнка о своих решениях, правила оформления контакт ребёнка с родителем, не проживающим с ним.
Посредники призывают родителей искать решения без эмоций, что крайне сложно, учитывая обстоятельства распада семьи. Медиаторы используют различные методы медиации, знания и опыт с целью перенаправить стороны на сотрудничество друг с другом на благо детей.
Медиаторы особенно стараются сосредоточить внимание сторон на потребностях детей, помочь родителям осознать их и определить зону ответственности каждого из них за их реализацию.
План воспитания, создаваемый в результате медиации, должен включать подробную информацию об осуществлении родительской опеки, контактах с родителем, не проживающим с ребёнком, способах удовлетворения материальных потребностей и реализации вытекающих из этого задач, от развития детей.
Медиаторы могут поощрять родителей привлекать своих детей к медиации, чтобы поставить первоначальный диагноз ситуации ребёнка и, возможно, направить ребёнка к нужным специалистам.
Дети, участвующие в медиации, могут быть проинформированы о решениях своих родителей (раздельное проживание, развод), а также о других решениях, принятых в это время.
В ходе медиации медиаторы согласовывают с родителями возможные противопоказания и преимущества участия детей в медиации, а также рассматривают условия, необходимые для приобщения ребёнка к сеансу медиации.
Медиаторы просят у ребёнка согласия на участие в этом процессе и следят за тем, чтобы ребёнок не чувствовал себя обременённым ответственностью за ход или результат медиации. Мы не рекомендуем включать в неё детей младше 13 лет.
Процедура медиации: место, документация и вознаграждение
Медиаторы обеспечивают удобное и безопасное место для проведения медиации, гарантируя нейтральность, конфиденциальность и комфортность переговоров для сторон. Они устраивают встречи сторон.
Медиацию рекомендуется проводить в нейтральном для всех сторон месте, имеющем как минимум две комнаты и основные удобства.
Медиаторы хранят документацию, обеспечивают её безопасность, соблюдают принцип конфиденциальности (это касается и данных лиц, участвующих в медиации). К документации относятся письменное согласие сторон на медиацию, договоры о медиации, содержание приглашений, все копии соглашения, а также протоколы медиационного разбирательства, представляемые в суд, если суд передал дело на медиацию.
После завершения медиации записки, составленные медиаторами, уничтожаются. Медиаторы обеспечивают условия, чтобы вся документация, удостоверяющая проведение медиации и её ход, – с соблюдением общих стандартов дошла до соответствующего государственного органа (суда и пр.).
Вознаграждение и возмещение расходов несут стороны, как правило, пополам. Вознаграждение медиатору выплачивается в соответствии с положениями медиационного соглашения.